Корабль для моряка это « его дом, где он живет, учится, отдыхает. Корабль - его семья, близкие ему люди, связанные с ним боями и заботами, горем и радостью, общей единой цепью, общностью поступков и мыслей, великим чувством боевого товарищества, узы которого нерасторжимы, ибо они из горячей крови, проливаемой тут же на палубе, рядом. Корабль - это арена боевых подвигов моряка, крепость и защита, его оружие и атака, его сила и его честь». Леонид Соболев.
Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-морского флота России
Автор научной работы: капитан 1 ранга запаса БУЛГАКОВ, Александр Владимирович - профессор, доктор психологических наук, действительный член Российской академии военных наук, декан факультета психологии Московского государственного областного университета
Ученая cтепень: доктор психологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 19.00.05
Специальность: Социальная психология
Количество cтраниц: 463
Межгрупповая адаптация представляет собой процесс оптимизации взаимодействия групп организации, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты. представляет собой процесс оптимизации взаимодействия групп организации, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты.
Слайд 4. Возможные варианты межгруппового взаимодействия, в которых возможна межгрупповая адаптация (МГА), на примере надводного корабля ВМФ.
ЭКИПАЖ КОРАБЛЯ
Общности - воинские коллективы: Боевые части, службы; Боевые смены.
Общности-категории военнослужащих: группа офицеров, группа мичманов, группа контрактников, группа старшин, группа матросов.
Общности - команды: ГКП – главный командный пункт, ПЭЖ – пост энергетики и живучести, Боевые пункты посты и посты управления подразделениями
Прикомандированные подразделения (связи, авиации, морской пехоты, разведки и др.
Группы командования, руководителей и специалистов вышестоящих штабов.
Слайд 5. Методы исследования межгрупповой адаптации.
Системно-ситуационный анализ для изучения генезиса МГА. Основные закономерности МГА выявлены с помощью серий естественного квазиэксперимента. Исследование стратегий МГА с помощью метода « анкеровка » (Дуаз В., 1994): лабораторный эксперимент + естественный констатирующий эксперимент. Результативность программы оптимизации МГА определялась в сериях формирующего эксперимента.
База данных получена путем ретроспективного опроса 1129 военнослужащих 45 экипажей кораблей Северного (22) и Черноморского флотов (23) . На 8 кораблях опрос проводился после возвращения из дальнего похода (длительность 2-4 месяца), 24 кораблей находились в состоянии постоянной боевой готовности, планового выполнения учебно- боевых задач и 13 кораблей – на этапе расформирования экипажа.
Слайд 7. Критерии межгрупповой адаптации.
I. Критерий адаптации групп к совместной деятельности в показателях:
1. Результат совместной деятельности групп
2. Адаптационный потенциал групп
3. Соответствие профессионально-должностных и социально-статусных требований своей группы потребностям и ожиданиям, мотивам, интересам других групп – мотивационный потенциал групп
4. Профессиональная приверженность
II. Социально-психологический адаптационный критерий в показателях:
5. Соответствие организационной субкультуры взаимодействующих групп общей организационной культуре
Слайд 8. Модель межгрупповой адаптации.
СИТУАЦИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ
СВОЯ ГРУППА субкультура, СПК, уровень развития, профессиональные компетенции и др. ДРУГАЯ ГРУППА: субкультура, СПК, уровень развития, профессиональные компетенции и др. Межгрупповое взаимодействие. МЕХАНИЗМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, МЕХАНИЗМ ГРУППОВОЙ НЕАДАПТИВНОСТИ, ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Закономерность обусловленная генезисом МГА;
Социально-психологические закономерности;
Закономерность МГА групп с различной профессиональной компетенцией;
Закономерность влияние внешних факторов.
Слайд 9. Принципы управления межгрупповой адаптацией
Принцип сопряжения противоречивости межгрупповой адаптации
Принцип субкультурного приспособления групп друг к другу
Эргономические принципы: цикличности, резонанса, гармонии, доминирующего фактора внешней среды.
Слайд 10. Распределение частотности ситуаций межгрупповой адаптации (в %, n=628)
Слайд 11. Динамика номинального должностного и межгруппового адаптационного статусов основных категорий военнослужащих экипажа корабля ВМФ (в рангах).
Слайд 12. Самооценка существующей военно-организационной культуры экипажа корабля группами с различным статусом (в средних по 100 бальной шкале, n= 21 корабль ВМФ).
Слайд 13. Стратегии межгрупповой адаптации подразделений кораблей ВМФ с одинаковой и различной субкультурами (n=36 групп-коллективов 12 кораблей).
Слайд 14. Динамика факторной структуры межгрупповой адаптации в экипаже корабля на разных этапах развития (n=108 групп-категорий 18 кораблей в факторных весах).
БС – боевая служба; БГ – повседневная учебно-боевая подготовка в море;
РЭК – расформирование экипажа корабля.
Слайд 15. Факторы межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ (в факторном весе, n=36 групп-команд 18 кораблей). ГКП – главный командный пункт, ПЭЖ – пост энергетики и живучести.
Слайд 16. Изменение внешнего показателя межгрупповой адаптации – результативности совместной деятельности в ходе формирующего эксперимента (54 групп-коллективов боевых смен - 18 кораблей) 1 – количественный результат выполнения поставленных задач; 2 – качество выполненных задач; 3 – отсутствие отказов при обращении за помощью; 4 – взаимозаменяемость; 5 – интерес к освоению смежной специальности.
Доказано, что оптимизация межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ представляет собой реализацию командованием, военными психологами программы социально-психологического сопровождения экипажа корабля, формирование благоприятного социально-психологического климата в воинских коллективах; повышение компетентности в межгрупповых отношениях у членов экипажа; формирование у них межгрупповой толерантности и конфликтоустойчивости.
Для оптимизации межгрупповой адаптации целесообразно использовать разработанные и апробированные технологии МГА: компетенциальную технологию, технологии командообразования, актуализации групповой идентичности, саморегуляции в ситуации межгрупповой адаптации.
Направления деятельности военного психолога по оптимизации межгрупповой адаптации на корабле: психологическое сопровождение экипажа корабля, формирование благоприятного социально-психологического климата, улучшение межгрупповых отношений; формирование у военных моряков межгрупповой толерантности, конфликтоустойчивости; оказание психологической помощи группам дезадаптационного риска.
Предлагается. В тематические планы военных академий и военных университетов по курсу «Психология военного управления» включить изучение раздела «Психология межгрупповой адаптации в военной организации», исходя из расчета: 20 часов (лекции - 6 часов, семинарские занятия - 8 часов, деловая игра - 6 часов).
Для военно-морских вузов в рамках этого же курса разработать спецкурс «Психология межгрупповой адаптации в экипаже корабля» из расчета 30 часов (лекции - 6 часов, семинарские занятия - 8 часов, деловая игра - 12 часов, практическое занятие - 6 часов).
Для подготовки военных психологов по государственным стандартам следующего поколения разработать и ввести дисциплину «Психология военной организации» - 120 часов, интегрирующую проблемы психологии управления и межгрупповой адаптации.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-mezhgruppovoi-adaptatsii
http://www.myshared.ru/slide/392649/#
Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-морского флота России
Автор научной работы: капитан 1 ранга запаса БУЛГАКОВ, Александр Владимирович - профессор, доктор психологических наук, действительный член Российской академии военных наук, декан факультета психологии Московского государственного областного университета
Ученая cтепень: доктор психологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 19.00.05
Специальность: Социальная психология
Количество cтраниц: 463
Межгрупповая адаптация представляет собой процесс оптимизации взаимодействия групп организации, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты. представляет собой процесс оптимизации взаимодействия групп организации, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты.
Слайд 4. Возможные варианты межгруппового взаимодействия, в которых возможна межгрупповая адаптация (МГА), на примере надводного корабля ВМФ.
ЭКИПАЖ КОРАБЛЯ
Общности - воинские коллективы: Боевые части, службы; Боевые смены.
Общности-категории военнослужащих: группа офицеров, группа мичманов, группа контрактников, группа старшин, группа матросов.
Общности - команды: ГКП – главный командный пункт, ПЭЖ – пост энергетики и живучести, Боевые пункты посты и посты управления подразделениями
Прикомандированные подразделения (связи, авиации, морской пехоты, разведки и др.
Группы командования, руководителей и специалистов вышестоящих штабов.
Слайд 5. Методы исследования межгрупповой адаптации.
Системно-ситуационный анализ для изучения генезиса МГА. Основные закономерности МГА выявлены с помощью серий естественного квазиэксперимента. Исследование стратегий МГА с помощью метода « анкеровка » (Дуаз В., 1994): лабораторный эксперимент + естественный констатирующий эксперимент. Результативность программы оптимизации МГА определялась в сериях формирующего эксперимента.
База данных получена путем ретроспективного опроса 1129 военнослужащих 45 экипажей кораблей Северного (22) и Черноморского флотов (23) . На 8 кораблях опрос проводился после возвращения из дальнего похода (длительность 2-4 месяца), 24 кораблей находились в состоянии постоянной боевой готовности, планового выполнения учебно- боевых задач и 13 кораблей – на этапе расформирования экипажа.
Слайд 7. Критерии межгрупповой адаптации.
I. Критерий адаптации групп к совместной деятельности в показателях:
1. Результат совместной деятельности групп
2. Адаптационный потенциал групп
3. Соответствие профессионально-должностных и социально-статусных требований своей группы потребностям и ожиданиям, мотивам, интересам других групп – мотивационный потенциал групп
4. Профессиональная приверженность
II. Социально-психологический адаптационный критерий в показателях:
5. Соответствие организационной субкультуры взаимодействующих групп общей организационной культуре
СИТУАЦИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ
СВОЯ ГРУППА субкультура, СПК, уровень развития, профессиональные компетенции и др. ДРУГАЯ ГРУППА: субкультура, СПК, уровень развития, профессиональные компетенции и др. Межгрупповое взаимодействие. МЕХАНИЗМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, МЕХАНИЗМ ГРУППОВОЙ НЕАДАПТИВНОСТИ, ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Закономерность обусловленная генезисом МГА;
Социально-психологические закономерности;
Закономерность МГА групп с различной профессиональной компетенцией;
Закономерность влияние внешних факторов.
Слайд 9. Принципы управления межгрупповой адаптацией
Принцип сопряжения противоречивости межгрупповой адаптации
Принцип субкультурного приспособления групп друг к другу
Эргономические принципы: цикличности, резонанса, гармонии, доминирующего фактора внешней среды.
Слайд 10. Распределение частотности ситуаций межгрупповой адаптации (в %, n=628)
Слайд 11. Динамика номинального должностного и межгруппового адаптационного статусов основных категорий военнослужащих экипажа корабля ВМФ (в рангах).
Слайд 13. Стратегии межгрупповой адаптации подразделений кораблей ВМФ с одинаковой и различной субкультурами (n=36 групп-коллективов 12 кораблей).
Слайд 14. Динамика факторной структуры межгрупповой адаптации в экипаже корабля на разных этапах развития (n=108 групп-категорий 18 кораблей в факторных весах).
БС – боевая служба; БГ – повседневная учебно-боевая подготовка в море;
РЭК – расформирование экипажа корабля.
Слайд 15. Факторы межгрупповой адаптации ГКП-ПЭЖ (в факторном весе, n=36 групп-команд 18 кораблей). ГКП – главный командный пункт, ПЭЖ – пост энергетики и живучести.
Слайд 16. Изменение внешнего показателя межгрупповой адаптации – результативности совместной деятельности в ходе формирующего эксперимента (54 групп-коллективов боевых смен - 18 кораблей) 1 – количественный результат выполнения поставленных задач; 2 – качество выполненных задач; 3 – отсутствие отказов при обращении за помощью; 4 – взаимозаменяемость; 5 – интерес к освоению смежной специальности.
Доказано, что оптимизация межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ представляет собой реализацию командованием, военными психологами программы социально-психологического сопровождения экипажа корабля, формирование благоприятного социально-психологического климата в воинских коллективах; повышение компетентности в межгрупповых отношениях у членов экипажа; формирование у них межгрупповой толерантности и конфликтоустойчивости.
Для оптимизации межгрупповой адаптации целесообразно использовать разработанные и апробированные технологии МГА: компетенциальную технологию, технологии командообразования, актуализации групповой идентичности, саморегуляции в ситуации межгрупповой адаптации.
Направления деятельности военного психолога по оптимизации межгрупповой адаптации на корабле: психологическое сопровождение экипажа корабля, формирование благоприятного социально-психологического климата, улучшение межгрупповых отношений; формирование у военных моряков межгрупповой толерантности, конфликтоустойчивости; оказание психологической помощи группам дезадаптационного риска.
Предлагается. В тематические планы военных академий и военных университетов по курсу «Психология военного управления» включить изучение раздела «Психология межгрупповой адаптации в военной организации», исходя из расчета: 20 часов (лекции - 6 часов, семинарские занятия - 8 часов, деловая игра - 6 часов).
Для военно-морских вузов в рамках этого же курса разработать спецкурс «Психология межгрупповой адаптации в экипаже корабля» из расчета 30 часов (лекции - 6 часов, семинарские занятия - 8 часов, деловая игра - 12 часов, практическое занятие - 6 часов).
Для подготовки военных психологов по государственным стандартам следующего поколения разработать и ввести дисциплину «Психология военной организации» - 120 часов, интегрирующую проблемы психологии управления и межгрупповой адаптации.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-mezhgruppovoi-adaptatsii
http://www.myshared.ru/slide/392649/#
Комментариев нет:
Отправить комментарий